?

Log in

No account? Create an account
Antique Prints&Illustration
antique_prints
.::...: .:.::..:::......::::..:
July 2012
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

alexander pavlenko [userpic]
Сны

Когда мы говорим «сон Рафаэля», мы, как правило, имеем в виду придуманную Валькенродером и приписанную Браманте легенду о том, как Рафаэль, которому надо было писать Сикстинскую Мадонну, никак не мог прийти в соответствующее настроение, но, помолившись, лёг спать и во сне узрел Божественное Видение, кое, пробудившись, тут же перенёс на полотно.
Но есть у выражения «Сон Рафаэля» другое значение. Так до самого последнего времени называли одну из самых загадочных гравюр Маркантонио Раймонди.

Raphaels Traum 1_1

«Рафаэль» в названии гравюры появился, потому что Раймонди работал с рисунками, которые специально для его мастерской поставлял Рафаэль (не только великий художник, но и весьма прагматичный, коммерчески успешный предприниматель). А «сон» - ну так, собственно, сон и является сюжетом гравюры. Некоторые искусствоведы утверждают, что гравюра Раймонди – первое в истории искусства изображение сна.
Последнее время появились люди, считающие, что «Сон» всё же не Рафаэля, а Джорджоне. Мол, рисунок был сделан с какой-то несохранившейся картины великого венецианца. Определённый резон в подобных предположениях есть. В конце концов, практически все дошедшие до нас работы Джорджоне в высшей степени энигматичны и не поддаются расшифровке, ибо создавались на индивидуальным заказам венецианских нобилей и отражали личную и семейную мифологию благородных семейств, до нас, естественно, недошедшую, более того, непонятную уже через пару поколений после создания картин. Кроме того, сам тип женщин на гравюре более типичен для Джорджоне, чем для Рафаэля с его мускулистыми тренированными галатеями и форнаринами.
Особенно интересна гравюра Раймонди тем, что на ней имеются детали, перебрасывающие мостик к Иеронимусу Босху: на берегу копошатся мелкие демоны, за рекой (или проливом?) пылает адский город и на фоне бушующего пламени мечутся фигуры людей, пытающихся спастись, а напротив гибнушего города высятся несокрушимые стены какой-то крепости со множеством светящихся окон, причём от гибнушего города к крепости направляюся барки.
Что это всё значит? Кто эти спящие дамы? Почему им снится подобный кошмар? Может быть, это попытка бегства из гибнущего Вавилона в Небесный Иерусалим? Но почему невредимая крепость так мрачна и что значат два луча, исходящие откуда-то с башен загадочной твердыни? У нас нет ключей к этой тайне.
Но для современников Раймонди гравюра не представляла загадки, и её охотно приобретали в мастерской великого гравёра. В пару к ней шла другая, на первый взгляд не менее странная гравюра, к сюжету которой всё же удалось подобрать хоть какое-то объяснение.

Raphaels Traum 1_2

Я помещаю тут довольно мелкие сканы гравюр, потому что всё равно их надо рассматривать в хорошем качестве, уж очень много деталей разбросано по ним.